МБОУ «Плотавская СОШ»
с. Плоты Прохоровского района Белгородской области
  • Будущим первоклассникам

    Будущие первоклассники

    Уважаемые родители!

    1. Что такое готовность ребенка к школе? 
        
    Задание для родителей.  Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

    Узнавать большинство букв
    Читать слова
    Читать предложения
    Писать буквы
    Писать слова
    Узнавать цифры от 1 до 9
    Считать от 1 до 10 и обратно
    Выполнять арифметические действия в пределах 10
    Другое (что-то еще) ___________________________________________________________
    ____________________________________________________________________________

        Проверьте, отметили ли Вы в строке «Другое» такие умения, как умения слушать других, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность и пр. 
        К сожалению, нередко родители понимают под готовностью к школьному обучению только умения ребенка читать, писать, считать – то есть то, чему его должны учить именно в школе. Однако раннее овладение учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют Вашему ребенку успешной школьной жизни. 
        Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к  школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также, каково состояние его здоро¬вья. Комплекс всех этих факторов  определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособ-ления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудно¬сти обучения, приводящие нередко к неуспеваемости. 
          Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовностей ребенка к обучению в школе:
    1.    Психологическая  готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.п.), но и  возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты речь, память, мышление, воображение, пространственные представления и пр.
    2.    Интеллектуальная (умственная, когнитивная)  готовность означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним; понимание связи между явлениями и пр. 
    3.    Социально-личностная  готовность проявляется в умении и потребности ребенка  общаться со взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.
    4.    Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья. 
     

    2. Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе? 
        С помощью следующего теста Вы можете выявить уровень общей готовности Вашего ребенка к обучению в школе. 
        Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

    1. В школе у меня будет много новых друзей.
    2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже первоклассники
    3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
    4. Каникулы - это самое  лучшее в школьной жизни 
    5. Интересно, как выглядит классная комната.
    6. Я обязательно буду учиться хорошо.
    7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
    8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.
    9. Мне очень интересно, какие в школе уроки..
    10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.
    Подсчитайте результаты.
    1-3 б. –  Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. 
    4-8 б. – Ваш малыш хочет в школу, но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или уроки.
        Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу.
    9-10 б. – Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. 
        По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что  он будет весело и интересно проводить каникулы.     Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.
        Уделяйте больше внимания целенаправленной подготовке к школе – в этом Вам помогут материалы данного пособия. Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу познания. 
        Помимо определения уровня  общей готовности ребенка к обучению в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка:
     

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Развитие речи и готовность к овладению грамотой
    1.    Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова; 
    2.    Умение различать гласные и согласные звуки.
    3.    Умение членить слова на слоги. 
    4.    Умение строить  простые предложения из 4 и более слов. 
    5.    Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному. 
    6.    Умение составлять рассказы о предметах, событиях.  
    7.    Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
    Развитие элементарных математических представлений
    1.    Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества. 
    2.    Умение называть предыдущее и последующее число от заданного. 
    3.    Знание цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. 
    4.    Умение соотносить цифру и число предметов. 
    5.    Умение измерять длину предметов с помощью условной меры. 
    6.    Умение различать и называть  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. 
    7.    Умение делить круг, квадрат на две и четыре части. 
    8.    Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
     Кругозор ребенка:
    1.    Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить  состав семьи. 
    2.    Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых. 
    3.    Знать правила поведения в общественных местах.
    4.    Знать правила безопасного поведения на улице. 
    5.    Иметь общие представления  о временах года, сезонных явлениях. 
    6.    Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность. 
    7.    Знать названия частей суток и их последовательность
    3. Как выявить  социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
     
        Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становится предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу.
     

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Задание для взрослых:
        
        Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

    1. Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
    2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
    3. Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
    4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
    5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
    6. Часто ли он участвует в драках?
    7. Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
    8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
    9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
    10. Спокойный ли у него сон?
    11. Есть ли у Вашего ребенка  друзья?
    12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
    13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
    14. Умеет ли отстаивать свое мнение?
    15. Есть ли у него трудности с речью?
     

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых). 

    Будущие первоклассники

    О психологической  готовности к обучению в школе свидетельствуют:
    -     учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важ¬ность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
    - умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
    -     развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:
    •    развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребе¬нок уверенно владеет карандашом, ножницами).
    •    пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — на¬зад, слева — справа).
    •    координация в системе глаз-рука (ребенок может правиль¬но перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
    •    развитие логического мышления (способность находить сход¬ство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим суще¬ственным признакам).
    •    развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
    •    развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом:  слово-картинка либо слово-ситуация). 
     

    4.     Какие занятия будут полезны для любого ребенка в период подготовки его к школе?

        Любому малышу необходимы занятия по развитию мелких мышц руки (моторике), графических умений:
        - работа с конструкторами разного типа,  мозаикой, шнуровкой и пазлами;
    - швейные операции с использованием иголки, работа с ножницами, пластилином,     с природными материалами, конструирование из бумаги и картона, папье-    маше, макраме, оригами и др. 
    - рисование в альбомах (карандашами, красками);
    - работа в специальных тетрадях (прописи). 

            О достаточном уровне развития моторики руки и графических умений ребенка свидетельствуют следующие умения:  
    - способность ребенка манипулировать мелкими предметами, выполнять простые графические движения;
    - умение  рисовать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, штриховать  различными способами;
    - умение  использовать в работе разные графические материалы (разные виды карандашей, мелков, красок и фломастеров), регулировать силу нажима;
    - умение чертить ровные прямые линии и ровные наклонные линии без ограничительной черты, ровные прямые и наклонные линии в 20 мм строке, овалы и круги, треугольники и квадраты;
    - умение повторять и продолжать рисовать или писать по заданному образцу или словесной инструкции (графические диктанты).   
     
        Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления) обеспечат занятия, на которых ребятам предлагается
    - собирать разрезные картинки;
    - собирать картинки из кубиков (сюжетная картинка или геометрические рисунки) и пазлы разной сложности;
    - дорисовывать элементы, детали, части фигур,  элементы букв и цифр, картинок до заданного образца при наличии или отсутствии визуальной опоры;
    - различать направления и выполнять повороты вправо – влево, вверх – вниз;
    - различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед – за – около - между).;
    - находить сходные предметы, буквы, геометрические фигуры и композиции в соответствии с образцом среди ряда схожих (шумовых) изображений; 
     - классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам;
    - срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов;
    -  копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов;
    -  находить часть целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме);
    -  находить определенное количество различий между двумя схожими картинками по образцу и по памяти;
    -  различать по конфигурации различные фигуры, буквы и цифры;
    - моделировать контуры предметов окружающей действительности и букв из счетных палочек, бумаги, природных и искусственных материалов, оригами;
    - запоминать 10 не связанных между собой слов при трех-четырех кратном повторении, воспроизводить 6 из них;
    - группировать по смыслу слова и запоминать их;
    -  запоминать стихи из 8-12 строк после нескольких повторений;
    -  описывать предметы, находить их по заданным признакам;
    - определять последовательность событий, явлений, дать понятие времени;
    - задавать вопросы, способствующие развитию их (детей) мышления.
     
    5. Советы родителям будущих первоклассников:

    - Следует рассказать ребенку, что означает "быть школьником" и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники,  ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.
    -  Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
    - Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми - на одинаковые.
    - Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, проявляйте ува¬жение к школе как самому важному делу вашего ребенка. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то  малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью. 
    - Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать  разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенность и тревожность.
    -    Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздо¬роваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте пока¬чаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседс¬ких детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
    - Очень важно - уважение к миру ребенка. Не загля¬дывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему. Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В такой тетради он сможет описывать каждый свой день или хотя бы одно событие. Благодаря этой возмож¬ности у ребенка появится опыт размышлений о себе и своей жизни.
     

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 8.00-12.00 13.00-17.00
    Вторник 8.00-12.00 13.00-17.00
    Среда 8.00-12.00 13.00-17.00
    Четверг 8.00-12.00 13.00-17.00
    Пятница 8.00-12.00 13.00-17.00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie